С 23.03 по 27.03.2020
в государственном учреждении образования "Средняя школа №6 г.Могилева"
прошла Неделя финансовой грамотности
План проведения Недели по финансовой грамотности
Блиц-опрос
1. Что делает с рублём копейка?
2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей?
3. Как называется место продажи Новогодних ёлок?
4. Месяц школьных базаров - это …
5. Какое животное всегда при деньгах?
6. Какие деньги родители выделяют своим детям?
7. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»?
8. Главный рекламный агент болота – это …Кто?
9. Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой?
10. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки.
Ответы
14.05.2020
Викторина «Экономические загадки»
1. Стал владельцем, братцы, я - вот завода …
2. Люди ходят на базар: там дешевле весь…
3. На товаре быть должна Обязательно…
4. Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без…
5. Чуть оплошаешь — в тот же момент рынок захватит весь твой…
6. Коль трудился круглый год, будет кругленьким…
7. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить…
8. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…
9. Приносить доходы стал в банке папин…
10. На рубль — копейки, на доллары — центы, бегут-набегают в банке…
11. Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы…
12. Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся…
13. И врачу, и акробату выдают за труд …
14. В банке для всех вас висит прокламация: «Деньги в кубышках съедает …»
15. Чтобы партнёров не мучили споры, Пишут юристы для них …
16. Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт …
17. В море коварном товаров и цен Бизнес-корабль ведёт …
18. Расчёт зарплаты — знать пора - Проводят в срок …
19.Мебель, хлеб и огурцы продают нам …
20. За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт …
Ответы
Конкурс «Финансовый эрудит»
1. В какой кубышке деньги не прячут?
2. Где цену набивают молотком?
3. Делать это ни в чужом, ни тем более в своём доме не стоит: деньгу выжить можно.
4. Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет.
5. Зоологический эталон бедности – это...
6. И марка российского самолета, и французская разменная монета.
7. И очень длинная табуретка, и маленький магазин. Что это?
8. Какое животное всегда при деньгах?
9. Какую валюту возят в автомобилях марки "Шевроле"?
10. Кто главный рекламный агент болота?
11. Кто меня сделал - не сказывает, Кто меня не знает - принимает, А кто знает - на двор не пускает.
12. Кто считает миллионы тысячами?
13. Маленькая, кругленькая, Из кармана в карман скачет.
14. Нумизматы ценят в купюрах год выпуска, а все остальные – количество ... Чего?
15. У какого русского художника-иконописца была "валютная" фамилия?
16. У кого нет денег, чтобы обуться?
17. Чем богачи гребут деньги?
18. Что проверяют, не отходя от кассы?
19. Что стоит дёшево, а ценится очень дорого?
20. Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно?
21. Что сколачивают из денег?
Ответы
Памятка
1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.
2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
5. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!
Презентация «Финансовая грамотность учащихся»
7 ошибок финансового воспитания детей
Воспитание детей, в том числе и финансовое, — одна из главных родительских задач. Ни элитный детский сад, ни самая продвинутая школа, не смогут дать ребенку то, что могут и должны дать родители. Своим поведением в различных жизненных ситуациях, взаимоотношениями в семье, занятиями с ребенком, участием в его жизни, они формируют маленькую личность, помогают ей развиваться полноценно и гармонично, тем самым избавляя от проблем в будущем.
Сегодня многие родители понимают, что современная жизнь диктует свои условия, и задача мам и пап состоит не только в том, чтобы привить ребенку хорошие общечеловеческие качества, но и в том, чтобы научить его быть успешным, самостоятельным, финансово независимым. А это значит – вовремя познакомить ребенка с деньгами, научить правильно с ними обращаться, знать им цену и быть бережливым, но не переоценивать при этом их значение.
Психологи говорят, что знакомить малышей с деньгами можно уже начиная с четырех-пяти лет. Не все с этим согласны, некоторые считают, что финансовые уроки детям нужно давать как можно позже, а семейные финансовые проблемы вообще не должны достигать детских ушей…
Как же избежать подводных камней в детском финансовом воспитании, не «наломать дров» и не удариться в крайности?
1. Разговоры о деньгах при детях не ведутся, и финансовые проблемы семьи тщательно скрываются от ребенка
Это довольно распространенная ошибка родителей, которые думают, что таким образом они оберегают сына или дочь от сложностей взрослой жизни. С одной стороны, что тут плохого: ребенок не чувствует себя ущемленным, не «забивает» голову взрослыми проблемами… Однако в попытках обеспечить беззаботное детство, взрослые часто не понимают, что они рискуют вырастить неприспособленного к жизни человека, возможного эгоиста, который привык, что его потребности и желания удовлетворяются в первую очередь, а о других волноваться нечего.
Если разговоры о деньгах у родителей вызывают неловкость, и происходят только в отсутствии ребенка, он лишается возможности получения знаний и опыта, и формировать правильное мнение о назначении денег ему довольно трудно. Конечно, рано или поздно какая-то информация им будет получена вне дома, но без опыта, родительского примера, свою неуверенность и отсутствие необходимых финансовых знаний, он понесет в самостоятельную жизнь. Отсюда и сложности у многих молодых людей и семей, не умеющих, и не желающих вести семейный бюджет, транжирящих деньги, набирающих кучу кредитов, или наоборот, болезненно экономящих каждую копейку не известно для какой цели.
Выход:Разговаривать с ребенком о семейных финансах не только можно, но и нужно, и полезно. Нужно только учитывать его возраст: совсем не обязательно обсуждать с малышом размеры своей зарплаты или проценты по кредиту – но, например, первоклассник уже должен иметь хотя бы общее представление, о том, откуда в семье берутся деньги, и куда они расходуются. Так и закладываются основы финансовой грамотности.
Так же и с финансовыми трудностями – если семье приходится временно «затянуть пояс», то не стоит скрывать это от ребенка, требующего, например, новый планшет. Здесь главное показать ребенку свою уверенность, и донести до него то, что трудности эти временные, и так иногда со всеми случается. Просто нужно на некоторое время воздержаться от неразумных и излишних трат. В противном случае ребенок, повзрослев, не будет иметь «иммунитет» к таким ситуациям, и любые денежные неурядицы будут для него тяжелым стрессом.
2. Постоянное подчеркивание отсутствия средств
Эта ошибка – противоположная крайность. Если родители постоянно твердят об отсутствии денег, все время озабочены финансовым положением семьи, и ребенок постоянно слышит фразы о том, что «денег нет, и не предвидится», или что если купить какую-то вещь, то нечего будет кушать, то ничего хорошего тоже ожидать не приходится. Опасность такого родительского поведения в том, что ребенок может воспринять все сказанное буквально, и примет близко к сердцу эти проблемы, будет чувствовать себя ущемленным, или еще хуже — в чем-то виноватым.
Выход:Все просто – нужно соблюдать «золотую середину». Если простым доступным языком объяснить даже первокласснику, что родители тратят значительную часть семейных средств на выплату ипотеки, то можете быть уверены – он все поймет с одного раза. Ничего страшного или постыдного в этом нет. Также нужно не забыть озвучить преимущества: то, что семья имеет собственную отдельную квартиру, а не комнатку в обшарпанном общежитии с общей кухней и туалетом. Но при этом не стоит постоянно твердить об отсутствии денег. «Психология бедных» не позволит ребенку вырасти успешным и уверенным в себе человеком.
3. Использование финансовой зависимости ребенка
Порой родители, сознавая, что ребенок зависит от них в денежном отношении, пытаются повлиять на его поведение, угрожая тем, что перестанут его финансировать. Часто взрослые даже не задумываются о том, что такое их поведение вызывает лишь отчуждение и протест. Они считают, что поступают так на благо самого ребенка, пытаются добиться положительного (на их взгляд) поведения. А в результате взрослеющие дети вообще отказываются и от родительской помощи, и от имущества, вызывая у последних недоумение — «и для кого же мы это все наживали?»
Выход:Следует постараться найти другие рычаги влияния на собственных отпрысков, и не использовать подобные манипуляции. Возможно, излишнее упрямство связано с недостатком внимания, а нежелание помогать и слушаться – с отсутствием родительского примера. Ведь те же карманные деньгидаются ребенку для того чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельнее и взрослее, а не как выражение отношения к нему.
4. Подмена ценностей
Когда ребенка заваливают игрушками, подарками, деньгами, он в итоге приходит к выводу, что все в этой жизни замыкается только на материальных ценностях. И любовь родителей он будет оценивать так же: если подарили ноутбук последней модели, значит — любят, отказали, значит — нет. Окружающих людей такие дети тоже рассматривают с позиции «богатый-бедный». Настоящих друзей им найти довольно трудно, ведь рассматривая только материальные блага, и не умея ценить моральные достоинства, само понятие настоящей дружбы им не доступно. Так же они оценивают и себя.
В итоге, вырастая, такой человек становится пленником своих комплексов: за собственные моральные качества он любить себя не умеет, а материально его жизнь становится похожа на бесконечную гонку за все более дорогими вещами. И невозможность «объять необъятное» ведет к уязвимости и депрессии.
Выход:Необходимо объяснить ребенку, что хоть финансовая независимость и достаток – это хорошо, но это не гарантия безнаказанности, безграничных возможностей или личного счастья. И отношения с людьми должны строиться не только исходя из их материального достатка. А ключ к успеху – не всегда в количестве денег.
5. Упреки, вроде: «мы тебя содержим»
Высказывания, смысл которых заключается лишь в том, чтобы попрекнуть едой, одеждой и т.д. вообще не должны присутствовать в разговорах родителей с детьми. Этого просто нельзя допускать. Ребенок может получить психологическую травму, и обзавестись массой комплексов.
6. «Кушай сам!»
Самая типичная родительская ошибка — всегда отказываться от предложенного ребенком лакомства, или других вещей, которыми он (как его и учили!), хотел поделиться. То есть родители рассуждают так: шоколадка маленькая (и самому-то мало), или фрукты первые, пусть дети отъедаются, и так далее. А взрослые что, им не расти, обойдутся. И это касается не только еды или вещей, а любых благ. Родители отдают последние деньги на дорогое модное платье дочери, или сидят в долгах, купив сыну-подростку скутер. Это в корне не верно. Вырабатывая у детей уверенность в том, что взрослые всегда уступают им любые блага, даже в ущерб себе, родители воспитывают эгоиста.
Выход:Всегда нужно принимать с благодарностью то, чем пришел поделиться маленький ребенок. Пусть маленький кусочек шоколада, отданный маме или папе, перерастет в хорошую привычку, и в дальнейшем поможет ребенку оставаться чутким к чужим желаниям и нуждам. И также необходимо дать понять подросшим детям, что маме тоже нужно хорошо одеваться, а вместо покупки скутера можно обновить семейный автомобиль.
7. Большие вложения и завышенные ожидания
В погоне за лучшей долей для своего чада родители часто тратят на его образование приличные деньги. Но и отдачи ждут не малой. Безбожно завышая требования к ребенку, они иногда не в силах оценить его реальные возможности и желания. Вот и приходится детям воплощать мечты своих родителей, из страха не оправдать «высокое доверие». Порой на удовлетворение таких фантазий уходит вся молодость, а в итоге человек получает ненужное ему образование, работает на нелюбимой работе, и винит во всем властных, эгоистичных родителей (которые, опять-таки, хотели как лучше).
Выход:Родители должны осознать, что ребенок – это не их улучшенная копия, а самостоятельная личность, с совершенно другими талантами, возможностями и желаниями. И никто не заставляет вкладывать деньги в его образование и развитие способностей, все происходит добровольно. А ребенок не обязан соответствовать придуманному образу, и уж тем более, не должен «жизнь положить» на алтарь родительских амбиций. Поддерживать детей надо бескорыстно, искренне, верить в их самостоятельность и способность добиться успеха.
Осенью 2017 года в Беларуси состоялась масштабная республиканская акция Белагропромбанка «Твае першыя фiнансы». Четвертый год подряд проект прошел при поддержке Национального банка и Министерства образования Республики Беларусь, при участии представителей Национального олимпийского комитета Беларуси, спортивных федераций, клиентов и партнеров банка.
По всей Беларуси для учеников 5-х классов сельских и городских школ с сентября по ноябрь сотрудники банка проводили уроки финансовой грамотности. Они стали настоящим праздником для детей: ребята приняли активное участие в викторинах и конкурсах, вместе с сотрудниками банка потренировались в решении экономических задач. Особую ноту позитива вносило общение с веселым Агриком – сказочным персонажем, символом Детской сберегательной программы Белагропромбанка «Расти большой!».
Самым важным моментом праздника для ребят стало вручение красочного иллюстрированного сборника финансовых рассказов на белорусском языке «Твае першыя фiнансы» и других памятных призов и подарков от банка.
Книга «Твае першыя фiнансы» в интересной и доступной форме повествует об истории появления денег, о пользе и нужности банков, о том, как правильно пользоваться деньгами, что значит быть финансово грамотным и современным, о том, что такое вклады, кредиты, банковская платежная карточка и многом другом. В книге есть даже словарик финансовых терминов.
Создатели проекта постарались, чтобы книга «Твае першыя фiнансы» стала для детей хорошим подспорьем в освоении мира финансов. Следуя за главными героями книги Алесиком, Стэфкой и сказочным персонажем Агриком, юные читатели смогут погрузиться в интереснейший мир финансов и сделать для себя неожиданные открытия. Основная ценность книги «Твае першыя фiнансы» заключается в ее практической направленности и полезности. Рассказывая о каком-либо финансовом продукте, она каждый раз помогает решить какой-либо актуальный житейский вопрос.
Справка
Всего по всей Беларуси в мероприятиях Белагропромбанка приняли участие около 100 000 белорусских школьников по всей стране. В Могилеве и Могилевском регионе книгу «Твае першыя фiнансы» получили более 10 000 пятиклассников, уроки по финансовой грамотности прошли в 331 школе.
***
История проекта «Твае першыя фiнансы» берет начало в сентябре 2014 года. Тогда в рамках этой масштабной социальной акции, призванной познакомить школьников с основами финансовой грамоты, сборник детских сказок на финансовую тему «Твае першыя фiнансы» получили около 25 тысяч учеников 5-х классов сельских, а также некоторых городских школ страны. В 2015 году книги достались 88 тысячам пятиклассников, в 2016 – начале 2017 года обладателями финансовых сказок от Белагропромбанка стали 96 тысяч пятиклассников. За годы существования проекта книги по финансовой грамотности получили около 300 тысяч школьников.
***
Практика показывает: чем раньше человек начинает постигать законы какой-либо науки, тем более эффективно он сможет их применять в жизни. А финансовая грамотность как раз та наука, эффективное владение которой поможет становлению молодого человека как успешной и уверенной в себе личности. Поэтому изучение финансовой грамотности должно начинаться еще со школьной скамьи, чему Белагропромбанк и старается способствовать.
***

Сотрудники ОАО "Белагропромбанк" с уроками по финансовой грамотности посетили нашу школу
Для повышения собственной финансовой грамотности, а так же для подготовки к различным олимпиадам по финансовой грамотности рекомендуем использование следующих информационных ресурсов:
http://fingramota.by/ru/participants - единый портал финансовой грамотности населения;
http://nbrb.by/ - сайт Национального банка РБ раздел "Финансовая грамотность";
Официальные сайты банков Республики Беларусь, раздел "Финансовая грамотность";
Игра "Финансовый футбол", которая размещена на сайте Национального банка и на других сайтах в сети Интернет;
Мультфильм "Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым", размещенный на едином интернет-портале финансовой грамотности населения (http://fingramota.by/ru/participants)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Банковский кодекс РБ от 25.10.2010 №441-З (главы 2,4,18,21)
2. Закон РБ "О кредитных историях" от 10.11.2008 №441-З
3. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата,утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 30.12.2003 №226
4.Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденная постановлением Правления Национального банка РБ от 18.01.2013 №34
5 Антипенко О. "Денежная азбука"
6. Горяев А., Чумаченко В., "Финансовая грамотность для школьников".
